Государственное устройство российской федерации часть 1 статьи 5

Федерация – это… Признаки и страны. Федеративное устройство РФ

Государственное устройство российской федерации часть 1 статьи 5

Федерация – это государство, где регионы имеют определенную политическую самостоятельность. Субъекты федерации, из которых состоит федерация, имеют ряд признаков государства, но не имеют государственного суверенитета.

В федерации действует единая конституция, есть федеральные органы государственной власти, единое гражданство, общая валюта.

Одновременно члены федерации могут иметь собственные конституции, местные парламенты, правительства, суды.

Центр и субъекты федерации делят властные полномочия между собой. Например, центральная власть ведает обороной и внешней политикой, а за строительство школ на местах отвечают регионы; при этом налоговая политика находится в совместном ведении: есть федеральные, а есть местные налоги. Государственная собственность также бывает федеральной, а бывает региональной.

Федерация – одна из форм территориально-государственного устройства наряду с унитарным государством и конфедерацией.

Примеры федеративных государств: Россия, США, Германия, Канада, Бразилия, Индия, Объединенные Арабские Эмираты.

Федерации бывают симметричными (с одинаковым статусом субъектов, как в США) и асимметричными (с разным статусом субъектов, как в Бразилии).

Признаки федеративного государства

  • Территория состоит из отдельных субъектов: штатов, провинций, республик, областей, кантонов, эмиратов или земель.
  • Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральным правительством и парламентом собственные парламенты и правительства есть у субъектов.
  • Наряду с федеральной конституцией субъекты издают собственные учредительные акты – конституции, уставы, основные законы.
  • Субъекты имеют право издавать региональные законы.
  • У субъектов могут быть собственный институт гражданства, столица, герб и т.п.
  • Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией.
  • Часть государственной собственности является федеральной, часть – собственностью субъектов.
  • Двухпалатная структура федерального парламента. Нижняя палата является органом общегосударственного представительства, верхняя палата – орган представительства субъектов федерации.

Субъект федерации не обладает суверенитетом и не может быть субъектом международных отношений. Этим федерация отличается от конфедерации – международно-правового союза суверенных государств. В международных отношениях государство представляют федеральные органы.

Страны с федеративным устройством. Примеры федераций

Соединенные Штаты Америки – федерация, состоящая из 50 штатов и федерального округа Колумбия. Штаты во главе с губернаторами наделены широкими полномочиями. Высший орган законодательной власти – двухпалатный Конгресс, состоящий из Палаты представителей и Сената.

Российская Федерация состоит из 85 субъектов федерации. Ими являются республики, края, области, автономные области и автономные округа, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).

Федеративная Республика Германия включает 16 федеральных земель. Помимо парламента-бундестага в Германии существует бундесрат – орган представительства земель.Земли имеют неравное представительство в бундесрате, но юридически их статус одинаков.

Федеративные государства на карте мира. Wikimedia

Федеративное устройство России. Федерализм как основа конституционного строя РФ

В России федеративное устройство оформлено Федеративным договором от 31 марта 1992 года. Федерализм – один из принципов, заложенных в Конституции РФ, принятой в 1993 году. Это одна из основ конституционного строя.

В России 85 субъектов федерации, выделенных по территориальному (область, край, город федерального значения) или национальному признаку (республика, автономная область, автономный округ).

1. Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

​2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Конституция РФ. Статья 1

Принцип федерализма предполагает децентрализацию государственной власти, разграничение полномочий между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.

Задачи федерализма – способствовать демократизации управления за счет большей самостоятельности субъектов, а также регулировать национальные отношения, обеспечивая равноправие и самоопределение народов.

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Конституция РФ. Статья 5

Российский парламент (Федеральное Собрание) состоит из нижней палаты – Государственной Думы и верхней палаты – Совета Федерации, где заседают по два представителя от каждого региона.

Конституция РФ предусматривает, что число субъектов федерации может измениться путем добровольного вхождения в состав РФ иностранного государства или путем образования на территории РФ нового субъекта (за счет объединения или разделения уже существующих, выделения одного субъекта из состава другого, вхождения одного в состав другого).

Принципы федерализма в РФ

  1. Государственная целостность. Единая система власти, единое экономическое пространство, общие законы.

  2. Равенство и самоопределение народов. Равные права на национальное развитие, развитие национальной культуры и языка, гарантия прав малочисленных народов.

  3. Единство системы государственной власти. Федеральные органы объединяют всю совокупность органов власти субъектов РФ.

  4. Верховенство федерального права. Федеральные законы и иные акты центральных органов власти обладают приоритетом по отношению к законам субъектов.

  5. Разграничение предметов ведения и полномочий. Конституция определяет взаимоотношения между центральной властью и субъектами, разграничивает сферы полномочий и компетенции

    Предметы ведения – это сферы общественной жизни, отрасли экономики и социально-культурной жизни, которые находятся в распоряжении одной или другой власти.

  6. Равенство субъектов РФ. Защищаются интересы государства в целом и отдельных его субъектов, ни один из субъектов не имеет преимущества перед другими.

Разграничение предметов ведения. Полномочия федерального центра и субъектов федерации в РФ

В России в соответствии с Конституцией действует разделение полномочий между федеральным центром и субъектами.

В ведении Российской Федерации находятся:

  • Внешняя политика и оборона.
  • Финансовое, валютное, таможенное регулирование.
  • Судопроизводство.
  • Уголовное и гражданское право.

Федеральный парламент издает законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

В совместном ведении находятся:

  • Защита прав и свобод граждан.
  • Вопросы воспитания, образования, науки и культуры.
  • Административное, трудовое, семейное, жилищное право.
  • Координация внешнеэкономических и международных связей субъектов.
  • Охрана окружающей среды.

На территории всей страны действуют федеральные законы, в соответствие с которыми принимаются законы субъектов федерации.

В ведении субъектов федерации находятся:

  • Все остальные вопросы, находящиеся вне ведения РФ, и вопросы, которые Конституция не конкретизирует в полной мере

Субъекты РФ могут принимать нормативные акты по вопросам, не входящим в компетенцию федеральной власти. При противоречии местных законов с федеральными действуют федеральные законы.

Государство Z – федерация? Задания из ЕГЭ

Выпускникам, сдающим ЕГЭ по обществознанию, нужно уметь отличать различные типы территориально-государственного устройства. Для этого необходимо знать признаки федеративного государства, унитарного государства и конфедерации.

В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть.

Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества.

Государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

Какова форма государственного (территориального) устройства Z?
Укажите факт по условию задачи, на основе которого Вы это установили.
Назовите любые две характеристики этой формы государственного устройства, не названные в условии задачи.

Правильный ответ:

1) Форма территориально-государственного устройства – федерация, федеративное государство.

2) Факт, подтверждающий федеративное устройства: государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

3) В числе двух дополнительных характеристик можно назвать:- Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами имеются органы субъектов федерации.- Двухпалатный парламент, где одна из палат представляет интересы субъектов.

– Разграничение предметов ведения федерации и субъектов.

Конституция про­воз­гла­ша­ет Z де­мо­кра­ти­че­ским фе­де­ра­тив­ным го­су­дар­ством с рес­пуб­ли­кан­ской фор­мой правления.

Какие из приведённых при­зна­ков ха­рак­те­ри­зу­ют форму го­су­дар­ствен­но­го (территориального) устрой­ства Z? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) ре­гу­ляр­ные вы­бо­ры главы го­су­дар­ства и пар­ла­мен­та на аль­тер­на­тив­ной основе
2) га­ран­тия со­блю­де­ния по­ли­ти­че­ских и со­ци­аль­ных прав и сво­бод граж­дан
3) по­ли­ти­че­ский плюрализм
4) двух­па­лат­ная струк­ту­ра парламента, обес­пе­чи­ва­ю­щая пред­ста­ви­тель­ство регионов
5) вклю­че­ние в со­став не­сколь­ких го­су­дар­ствен­ных образований, каж­дое из ко­то­рых об­ла­да­ет определённой соб­ствен­ной компетенцией
6) дей­ствие кон­сти­ту­ций субъ­ек­тов при вер­хо­вен­стве общей конституции

Правильный ответ: 456

Регулярные выборы на альтернативной основе, гарантия прав и свобод, политический плюрализм – все это признаки демократического режима. Но не любое демократическое государство является федерацией.

А вот двухпалатный парламент, собственная компетенция субъектов и наличие у них собственных конституций – это признаки федеративного устройства.

Источник: https://www.anews.com/p/111658393-federaciya-ehto-priznaki-i-strany-federativnoe-ustrojstvo-rf/

Конституция Российской Федерации . Кратко. – УчительPRO

Государственное устройство российской федерации часть 1 статьи 5

Раздел ЕГЭ: 5.4. Конституция Российской Федерации.
Основы конституционного строя Российской Федерации

Законы регламентируют все сферы жизни правового государства. Свод правил, лежащих в основе законодательства, записан в конституции.

Конституция — основной закон государства, который обладает высшей юридической силой и определяет основы государственного строя, взаимоотношения между гражданином и государством, а также организацию государственной власти.

Действующая Конституция Российской Федерации была принята всенародным анием 12 декабря 1993 г. С 1917 г. она является пятой по счёту. Конституции Российской Федерации подчинены все субъекты федерации.

Основные черты

Главный закон страны имеет отличительные черты, которые выделяют его среди остальных нормативных правовых актов.

  • Вся жизнь государства регулируется Конституцией.
  • Конституция является основополагающим документом. Она определяет права и обязанности граждан, государственное и территориальное устройство, очерчивает деятельность государственной власти, а также устанавливает правопорядок, законность и основные принципы жизнедеятельности государства.
  • Конституция наделена высшей юридической силой. Новые нормативно-правовые акты создаются с опорой на Конституцию и не должны противоречить ей.
  • Конституция является верховным законом. Ей подчиняется вся территория государства, его население, организации, органы власти.
  • Конституция имеет прямое воздействие. Для претворения в жизнь конституционных норм не нужно утверждение каких-либо органов государственной власти или должностных лиц.
  • Конституция принимается и изменяется особым порядком. Поскольку она является главным законом страны, утвердить или изменить её можно только через сложную процедуру, отличающуюся от других законов.
  • Конституция особо защищается государством. Президент РФ и Конституционный суд РФ обеспечивают исполнение норм Конституции, поскольку они регулируют всю деятельность государственного механизма.
  • Конституция принимается народом или от его имени.
  • Конституция может выступать прямым основанием для защиты в суде.
  • Конституция определяет виды и иерархию всех остальных законов и нормативных документов.
  • Конституция стабильна и предусматривает строго установленный порядок пересмотра и принятия в неё поправок (обычно посредством референдума).

Правопорядок — порядок отношений, принятый в обществе, который основывается на точном исполнении законов и их требований.

Законность — подчинение всех государственных органов, должностных и иных лиц требованиям закона и других нормативных правовых актов.

Структура конституции

Как и любой другой нормативный документ, Конституция имеет чётко обозначенные элементы.

  • ПРЕАМБУЛА ⇒ Вступительная часть.
  • РАЗДЕЛ 1 ⇒ Главы, статьи
  • РАЗДЕЛ 2 ⇒ Заключительная часть

Основная часть Конституции содержит главы, каждая из которых занимает определённые статьи.

  • Основы конституционного строя (ст. 1-16).
  • Права и свободы человека и гражданина (ст. 17-64).
  • Федеративное устройство (ст. 65-79).
  • Президент РФ (ст. 80-93).
  • Федеральное собрание (ст. 94-109). Правительство РФ (ст. 110-117).
  • Судебная власть (ст. 118-129).
  • Местное самоуправление (ст. 130-133).
  • Конституционные поправки и пересмотр Конституции (ст. 134-137).

Основы конституционного строя рф

Конституция определяет государственное устройство страны, регламентирует права и обязанности власти и граждан.

Конституционный строй РФ — система общественных отношений, установленных и охраняемых Конституцией РФ и иными правовыми актами РФ.

Особенности конституционного строя:

  • Всесторонность. Охват всех сфер жизни государства, общества, определение прав и свобод граждан страны.
  • Неизменность. Конституционный строй невозможно отменить или пересмотреть во время действия Конституции РФ.
  • Базовость. Существующий конституционный строй выступает основой для самой Конституции РФ и, соответственно, для всей правовой системы РФ.

Принципы конституционного строя:

  • Демократия (ст. 1). Обеспечение суверенитета народа, прав и свобод человека и гражданина.
  • Федерализм (ст. 1). Общая власть для РФ действует в союзе с субъектами РФ и органами местного самоуправления, которые также имеют свои властные полномочия.
  • Гуманизм (ст. 2). Человек и его права — наивысшая ценность, поэтому главной обязанностью государства является их соблюдение и защита.
  • Республиканская форма правления (ст. 1). Разграничение деятельности и полномочий органов власти, высшие органы власти избираются или назначаются на определённый срок.
  • Правовое государство (ст. 2). Закон стоит в основе всех действий внутри государства. Государство поддерживает соблюдение закона, прав и свобод граждан, гарантируемых Конституцией.
  • Равенство россиян (ст. 2). Все граждане РФ вне зависимости от места их рождения, проживания и приобретения гражданства равны перед законом и имеют одинаковые права.
  • Суверенитет народа (ст. 3, ч. 1). Народ является единственным источником власти, способным на неё влиять и осуществлять её. Осуществление власти может происходить двумя путями: непосредственно (выборы и референдумы) и опосредованно (местное самоуправление, органы государственной власти).
  • Многообразие и равноправие форм собственности (ст. 8, ч. 2). Каждая форма собственности защищается равнозначно (государственная, частная и др.).
  • Идеологическое многообразие (плюрализм) (ст. 13, ч. 3). В государстве не может быть принята одна официальная идеология, подавляющая все другие.
  • Социальность (ст. 7). Обеспечение достойной жизни населения государства путём создания достойных экономических и юридических условий. Поддержка неимущего населения.
  • Разделение властей (ст. 10). Ветви власти разграничены между друг другом, каждая имеет свои особые полномочия и не зависит от двух других.
  • Многопартийность (ст. 13, ч. 3). В связи с существованием разных идеологий возможно соседство различных политических мнений, которые ведут к определённым действиям, в том числе к созданию и деятельности партий.
  • Светскость (ст. 14). Признание равноправия всех религий. Государство не отдаёт приоритет ни одной из них и не может признать какое-либо вероучение обязательным или предпочтительным.

Международное право приоритетно. Внутреннее законодательство имеет меньший вес, чем подписанные и утверждённые РФ международные договоры. Правовая система РФ изначально включает в себя общепризнанные нормы международных прав и договоров.

Вы смотрели конспект «Конституция Российской Федерации»

Источник: https://uchitel.pro/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8/

Все легально
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: